Сбытовые компании готовят к экзамену


4 Марта 2019

Сбытовые компании готовят к экзамену

Российские энергосбытовые компании готовятся к массовой проверке – процедуре обязательного лицензирования, которое должно повысить платежную дисциплину на розничном рынке.

Как сообщает Минэнерго, «час Ч» наступит 1 июля 2020 г., а не в 2019 г., как предполагалось раньше. Перенос сроков необходим, чтобы «обеспечить готовность субъектов электроэнергетики к полномасштабному введению механизма лицензирования». В частности, речь идет о создании Положения о лицензировании энергосбытовой деятельности, которое разрабатывается Министерством энергетики совместно с Минэкономразвития и ФАС. «В указанные положения войдут показатели, характеризующие финансовое состояние сбытовых компаний, а также качество обслуживания конечных потребителей, в зависимости от значений которых будет решаться вопрос о выдаче лицензий», – поясняет Минэнерго.

Слишком легко

Сегодня в России, по оценкам экспертов, действует 1329 энергосбытовых компаний, включая около 300 компаний, имеющих статус гарантирующего поставщика. По словам первого зампредседателя Комитета Государственной Думы по энергетике Сергея Есякова, лицензирование должно ограничить спонтанное появление энергосбытов. С тем, что создать энергосбытовую компанию, как и уйти от ответственности, связанной с неисполнением обязанностей, слишком легко, согласна замминистра энергетики Анастасия Бондаренко. Для этого достаточно создать юрлицо с минимальным уставным капиталом, при этом, когда приходит час расплаты, оказывается, что имущества такого юрлица недостаточно, чтобы обратить на него взыскание за накопленную задолженность.

Такое положение дел – одна из причин растущей задолженности на розничном рынке электроэнергии, превысившей к концу 2018 г. 280 млрд руб., при этом объем долгов на оптовом рынке электроэнергии составил лишь 75 млрд. Как отмечают эксперты, остановить процесс накопления долгов на оптовом рынке удалось благодаря «карательным» мерам, в том числе – запуску механизма лишения энергосбытовых компаний статуса гарантирующего поставщика за долги перед сетевыми компаниями. «На сегодняшний день в рамках существующей процедуры смены гарантирующих поставщиков приняты решения о лишении статуса субъекта оптового рынка в отношении 22 гарантирующих поставщиков, нарушивших дисциплину расчетов на оптовом рынке электрической энергии и мощности, – сообщают в Минэнерго. – По итогам конкурсов в соответствующих субъектах Российской Федерации статусы гарантирующих поставщиков присвоены новым организациям».

Минное поле задолженностей

«Сегодня для гарантирующих поставщиков наращивать задолженность перед сетями не менее опасно, чем перед генерирующими компаниями, – подчеркивает пресс-служба Ассоциации «НП «Совет рынка». – Но чаще всего возникновение задолженности на оптовом рынке обусловлено проблемами на рознице. Даже в благополучных регионах деятельность гарантирующего поставщика сопровождается формированием кассовых разрывов. При сохранении ситуации, когда потребитель-неплательщик продолжает потреблять электроэнергию, величина такого кассового разрыва с годами только растет. К нашему сожалению, в отношении основной группы неплательщиков, отнесенных к так называемым «неотключаемым» потребителям, Федеральный закон «Об укреплении платежной дисциплины потребителей энергоресурсов» должным образом не работает».

«Неплатежи энергосбытов производителям энергии и сетевым организациям, если они имеют место, обусловлены исключительно сложностями истребования дебиторской задолженности с розничных потребителей, которая растет года от года, несмотря на предпринимаемые государством меры, – сообщает председатель правления Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний Наталья Невмержицкая. – Сами гарантирующие поставщики поддерживают уровень расчетов с производителями энергии на отметке 99 % (99,9 % без учета ГП дочерних и зависимых обществ ПАО «Россети»). Расчеты между ГП и сетевыми организациями за услуги по передаче энергии и за электроэнергию, приобретаемую в целях компенсации потерь в сетях, – предмет постоянных судебных споров, но тем не менее и в части расчетов за услуги по передаче гарантирующие поставщики поддерживают высокий уровень оплаты – по итогам 2018 года он составил 99,2 % (по данным АО «ЦФР»). При этом необходимо отметить, что самые плохие показатели как в части долгов на розничном рынке, так и в части расчетов с производителями энергии – у энергосбытовых организаций, входящих в структуру ПАО «Россети». И введением лицензирования энергосбытовой деятельности эта проблема не решится».

Подводные камни реальные и мнимые

Стоит ли опасаться, что введение обязательного лицензирования энергосбытовой деятельности приведет к массовым банкротствам не выдержавших «экзамена» сбытов, к переделу рынка? «На наш взгляд, такие опасения преувеличены, – считает Ассоциация «НП «Совет рынка». – Из более 200 субъектов оптового рынка, осуществляющих энергосбытовую деятельность, не получить лицензию рискуют, по нашим оценкам, не более 10‑15 % компаний. Если без лицензии останется гарантирующий поставщик, запустится механизм смены гарантирующего поставщика. Если без лицензии останется энергосбытовая компания, ее потребители перейдут на обслуживание к гарантирующему поставщику либо к другой энергосбытовой компании.

Судя по энергосбытовым компаниям, представленным на оптовом рынке, в «группу риска» входят гарантирующие поставщики, накопившие задолженность перед генерирующими и (или) сетевыми компаниями. В первую очередь, это гарантирующие поставщики Северного Кавказа, которых отличает традиционно высокий уровень задолженности».

«Говорить о последствиях преждевременно, поскольку конкретные параметры лицензионных требований еще не определены, продолжаются дискуссии, – считает Наталья Невмержицкая. – В процессе обсуждения проектов нормативных документов прилагается масса усилий для минимизации рисков, для того чтобы введение лицензирования не стало причиной передела на рынке.

Что касается озвученных в настоящий момент требований, то мы считаем чересчур жесткими значения некоторых финансовых показателей работы энергосбытовых организаций. Показатель дебиторской задолженности, который также предполагается использовать, является внешним, не зависящим от воли энергосбытовой организации фактором, на выполнение которого она зачастую не в силах повлиять, как бы ни старалась.

Например, никто до сих пор не может решить проблему наличия крупных неотключаемых неплательщиков. Кроме того, наша ассоциация выступает против дублирования контроля финансовых показателей, который в настоящее время осуществляется Ассоциацией «НП Совет рынка» в рамках мониторинга деятельности энергосбытовых организаций на ОРЭМе, а также будет осуществляться в системе лицензирования. Сейчас контроль за финпоказателями также осуществляется в рамках механизма лишения статуса ГП при накоплении задолженности перед сетевыми организациями. Мы считаем, что необходимо оставить какой‑то один из этих механизмов.

Есть замечания и к требованиям по организации обслуживания потребителей – полагаем, что требования по очному обслуживанию, по количеству и плотности размещения клиентских офисов не должны быть чрезмерными.

Во всем мире наблюдается тренд на цифровизацию и взаимодействие с клиентами посредством мобильных приложений, личных кабинетов на сайте и так далее. Возможно, нам лучше стоит подумать о том, как продвигать в контексте лицензирования новые технологии работы с потребителями, вместо того чтобы консервировать старые».

Мнение

Наталья Невмержицкая, председатель правления Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний:

– Проблема накопления долгов лежит не в плоскости оправданности выделения энергосбытового бизнеса при реорганизации РАО ЕЭС (целесообразность разделения видов деятельности в электроэнергетике на конкурентные и естественно-монопольные – очевидна), а в недостаточной эффективности или жесткости мер воздействия на неплательщиков розничных рынков электроэнергии, в самом факте существования так называемых «неотключаемых» потребителей, немыслимом для иных развитых розничных рынков.

Кроме того, в случае выявления злоупотреблений недобросовестные энергосбытовые компании могут быть лишены статуса ГП или субъекта оптового рынка или, в недалеком будущем, лицензии на ведение энергосбытовой деятельности. Такой инструмент неприменим к сетевым организациям, т. е. в случае злоупотреблений со стороны последних действенных механизмов понуждения сетей к обеспечению надлежащей платежной дисциплины не существует. Кроме того, когда каждый из субъектов электроэнергетики отвечает за свой «участок рынка», в конечном счете выигрывает потребитель, поскольку сбыты при наличии споров между сетевыми организациями и потребителями заинтересованы поддерживать последних (своих основных клиентов).

Возврат к списку